STARинное ремесло
Кто и как возрождает ремесленничество в Башкирии

После длительного периода застоя ремесленная промышленность республики постепенно наращивает объемы. Это связано с общим улучшением экономической обстановки и ростом деловой активности в регионе. Проведение в Уфе мероприятий всероссийского и международного уровней непосредственным образом влияют на реализацию продукции. Развитию отрасли во многом способствует и специфика нашего региона – в Башкортостане сохранились десятки народных промыслов, способных производить широкий спектр во многом уникальных изделий.
Однако проблем в отрасли достаточно. И наиболее актуальная из них - это отсутствие определенности в статусе ремесленников.
При этом, власти страны заинтересованы в развитии и поддержке народных промыслов. В настоящее время на общественные обсуждения вынесен проект закона «О ремесленной деятельности в РФ», который позволит урегулировать деятельность миллионов народных умельцев по всей стране. Одним из координаторов законопроекта является депутат Госдумы от Башкортостана Рафаэль Марданшин.
По оценкам Ремесленной палаты России, число ремесленников в нашей стране достигает пяти миллионов человек, при этом, у них до сих пор нет определенности в статусе, и, как результат, отсутствует серьезная помощь со стороны государства.
«Без поддержки государства народные промыслы просто прекратят свое существование в современном мире. Нам нужно сделать так, чтобы это жило. Это составляет часть нашего культурного кода. Это часть нашего культурного кода, безусловно. Постараемся все сделать так, как в указе, и подумаем еще о дополнительных мерах поддержки»
Президент России Владимир Путин
«Народные промыслы – это прежде всего состояние души. Не все могут ими заниматься. И у нас в республике только около тысячи человек активно занимаются народными промыслами. Но на самом деле, конечно, нужны школы, нужна база для подготовки таких мастеров. С этим у нас пока плоховато. Люди передают эти знания друг другу самым примитивным способом, а надо создавать классы, проводить круглые столы, такие, как идут сейчас на выставке. Нужно все это превратить в систему»

Глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов
Мастерству везде почет
Башкирские художественные промыслы «Агидель», пожалуй, одно из немногих предприятий Башкортостана, фирменная продукция которого известна не только ценителям в России, но и далеко за ее пределами. Здесь глубоко чтят традиции народов республики, выполняя благородную миссию сохранения, возрождения, развития и пропаганды культурного наследия. За более чем 50-летний период развития номенклатура продукции предприятия превысила 500 наименований.
«Народные промыслы на сегодняшний день как в Башкортостане, так и в России активизировались в связи с тем, что политика Владимира Путина взята на то, чтобы поддерживать предприятия народных промыслов», - рассказала руководитель БХП «Агидель», депутат Госсобрания республики Зухра Исмагилова.
В том числе, по ее словам, 2019 год в России планируется объявить «Годом народных промыслов».
«Впервые четыре года тому назад мы попробовали сделать у себя в Башкирии некую франшизу той «Ладьи», которая уже 25 лет проводится в Москве. И это дало нам хорошие плоды, мы увидели результаты. Сегодня у нас возрождаются много различных промыслов, это и валенки, и башкирская шаль и многое другое», - отметила руководитель предприятия.
«Школа ремесел»
«Школа ремесел» - проект Ремесленной палаты Республики Башкортостан, который стал победителем конкурса Фонда президентских грантов в сфере культуры. На его реализацию авторы идеи получили свыше 2 миллионов 300 тысяч рублей.

«Идея создания постоянно действующей «Школы ремесел» родилась в процессе реализации предыдущих социальных проектов, как продолжение зарекомендовавших себя образовательных мероприятий в сфере народных промыслов и ремесел», - рассказывает председатель правления Ремесленной палаты РБ Алла Ильинцева.

По ее словам, такая образовательная программа позволила более чем 800 слушателям республики получить практическую возможность освоить и закрепить новые трудовые навыки, мотивацию к применению полученных знаний и умений в жизни.

«Наш новый проект «Школа ремесел» предусматривает организацию творческих производственных мастерских на базе Уфимского колледжа ремесла и сервиса (УКРиС) для проведения обучения по шести направлениям: это художественная обработка кожи, художественная обработка глины, кружевоплетение на коклюшках, лоскутное шитье, роспись по ткани – батик, ткачество - тканая башкирская шаль, пуховязание и художественное изготовление войлока и изделий из него», - отмечает собеседник агентства.
Привлечь к обучению предлагается людей различной категории: детей и подростков, женщин, мужчин, людей с ограниченными возможностями здоровья, многодетные семьи, молодежь и студентов, пенсионеров, лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Планируются курсы и мастер-классы для родителей с детьми, бабушек и дедушек совместно с внуками. В мастерских будут изготавливаться художественные сувенирные изделия, имеющие утилитарное, бытовое назначение.

«Мы считаем, что особенно это важно для сельских жителей, проживающих в отдаленных населенных пунктах республики, местах традиционного бытования народных промыслов и ремесел, которые после обучения смогут производить и реализовывать сувенирную, подарочную, утилитарную продукцию», - объясняет Алла Ильинцева значимость проекта.

В планах Школы также проведение консультаций и лекций для самозанятых мастеров, художников, организаций промыслов и ремесел работниками искусств, уникальными мастерами, владеющими секретами традиционного ремесла по развитию этнических и культурных традиций.

Предполагаемая дата запуска проекта – февраль 2018 года.

Новые технологии на службе ремесла
Ильдар Гатауллин - дизайнер, этнограф, историк, реконструктор и художник по костюмам. Последние несколько лет он увлекается этнографией, изучает смысловые нагрузки каждого из элементов, занимается их реконструкцией с применением самых передовых технологий. Несколько лет назад он удивил тем, что реконструировал традиционный башкирский женский костюм с помощью 3D-принтера. Принтер он использовал для того, чтобы воссоздать антикварные украшения, которые сохранились в единичных экземплярах.

«В 2008 году мной был изготовлен первый реконструированный башкирский костюм. Это была именно реконструкция, а не стилизация или театральная бутафория. Все элементы воссозданы мной в соответствии с оригиналами. Основой для воссоздания образов служат музейные экспонаты, этнографические зарисовки, частные коллекции. Мы собираем всю ценную информацию, сохраняя ее уникальность и самобытность», - говорит Ильдар Гатауллин.

По мнению дизайнера, использование 3D-принтера позволяет кратно ускорить процесс производства того или иного элемента, а самое главное - удешевить его. Так, на печать элементов одной пары сережек необходимо всего около 40 минут.

«До появления 3D-принтера мы использовали настоящие украшения из серебра, которые, конечно же, получаются достаточно дорогими. Например, пара небольших сережек стоит около 3000 рублей. Для сравнения, серьги, созданные с помощью принтера, стоят от 100 до 400 рублей за пару. Кроме того, ажурные сережки нереально сделать с помощью ЧПУ-станка, изготовить литьем или штамповкой. Это можно сделать только на 3D-принтере. Костюм, созданный с помощью 3D-принтера, стал для нашей команды еще одной ступенью к достижению новых высот. Сходство напечатанных элементов с оригиналом - это серьезный прорыв для всей башкирской культуры», - считает мастер.
Ильдар Гатауллин признается, что использование 3D-технологий, в том числе и в ремесленничестве – это очень перспективная и пока еще не занятая ниша как для бизнеса, так и для государственных предприятий.
«На дворе ХХI век, современные технологии позволяют нам не только ускорить и удешевить процесс, но и поставить производство на поток. Кроме того, такая техника позволяет легко переключиться, например, из производства украшений в производство сувениров, различных макетов зданий, магнитиков и т.д. В свете развития туризма в регионе это может быть особенно актуальным», - поделился он различными вариантами использования 3D-технологий.

Живая глина
Осенью этого года под Уфой в местечке Камышлинский мелькомбинат начала свою работу творческая семейная мастерская «Живая глина». Ее основателями стали муж и жена Ольга Сайранова и Александр Луценко.
«Почему «Живая глина»? Потому что так издревле на нашей земле гончары называли чистую глину, находящуюся в природе в естественном состоянии, уже готовую для изготовления керамики. Наша семья занимается гончарным делом по традиционным технологиям. Это значит, что наша посуда натуральная, экологически чистая, делается людьми вручную», - рассказывает Ольга.

По ее словам, с мужем Александром она познакомилась на почве увлечения гончарным делом. Так, со временем родилась семья, супруги воспитывают двоих детей, а затем и семейная мастерская.
К делу своей жизни молодая пара отнеслась со всей серьезностью. Если сначала им приходилось работать на втором этаже своего загородного дома, то со временем во дворе дома была построена более просторная мастерская. Средства на строительство одолжили у родственников. Также мастера практически сразу открыли курсы по обучению гончарному ремеслу, начали проводить мастер-классы, организовывать экскурсии в мастерскую. Кроме того, молодые люди ведут активную работу в социальных сетях.
«Сначала делали керамику, но сейчас спрос на нее резко упал - посуда ручной работы — это не товар первой необходимости. А вот увидеть, как мы работаем, и попробовать самим, людям намного интереснее. Наши ученики теперь сами преподают в Уфе, Новом Уренгое, Оренбурге, Иваново. Многие люди мечтают попробовать работать за кругом, это вдохновляет, чуть ли не как к волшебникам к нам относятся. Но почему-то больше никто это не тянет, возможно, потому, что это адский труд. Процесс работы за кругом это не более 10-15% трудозатрат», - признается Оля.

Со временем у главы семьи Александра появилось еще одно хобби - конструирование гончарных кругов и муфельных печей. Ведь те, кто отучился, тоже хотели иметь оборудование.
«Мы живем в России, где есть все материалы, может, чем-то лучше, чем-то хуже, нужно искать. И соорудить печку и круг оказалось совсем не проблема, обратившись к друзьям, опытным специалистам в технической сфере. Потом с помощью опытов и времени, и, конечно же, денег, были найдены оптимальные решения в гончарных кругах, так же и в печах. Обращалось особое внимание на ремонтопригодность, надежность в эксплуатации, а также удобство. Цена вышла почти вдвое дешевле ввозимого оборудования. Промышленных масштабов достигать никто и не собирался, но наши ученики довольны и качеством, и ценой», - поделился Александр.
«Валенки, да, валенки…»
Сегодня традиционный символ русской зимы – валенки в руках башкирских мастеров превращаются в объект искусства. Народные умельцы идут в ногу со временем и предлагают популярную зимнюю обувь на любой вкус и цвет – это и гламурные валенки в стразах, и валенки с ручной вышивкой, розовые для принцесс и даже свадебные. Фантазия мастеров безгранична.

«Валенки самокатки - это теплые, натуральные, сделанные из 100% овечьей шерсти. В нашем случае шерсть овец из Салаватского и Кигинского районов, - рассказывает владелица семейной мастерской по производству валенок Альбина Мазитова. - Шерсть у овец разная, цвета могут быть разные, даже если валенки не крашеные. Носятся очень долго. Они не сапоги и не могут обтягивать вашу ногу».

Самокатки – это валенки, изготовленные вручную. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Они мягче, теплее и дороже валенок машинной валки. Их катают из овечьей шерсти естественных цветов - черной, серой, белой. Мягкие и теплые, они не жмут и никогда не садятся.

Несмотря на устойчивое народное выражение «Прост как валенок», производство данной обуви не так просто, как может показаться на первый взгляд. Как и любое другое ремесло, это дело требует огромного мастерства, терпения и трудолюбия. Особенно если весь процесс происходит в домашних условиях.

«Как правило, этим у нас занимается отец, Ринат Валиев. Войлочному ремеслу он учился у местных мастеров, а для того, чтобы совершенствовать данное искусство, устроился на работу в пимокатный цех в Челябинской области. Ручное производство валенок процесс тяжелый, требует большого усердия и трудолюбия. На производство только одной пары детских валенок может уйти до трех дней. Обычно это делается у нас так – в первый день занимаемся заготовками, во второй день насаживаем на колодки, а в третий день все сушится в печке», - делится тонкостями ремесла Альбина.

Свою продукцию ремесленники реализуют как на рынках, так и посредством интернет-заказов. По словам Альбины, посылки с башкирскими валенками приходилось высылать в Финляндию и даже солнечные Кипр и Италию.


Автор: Альфия Аглиуллина
Фото: Олег Яровиков, Ремесленная плалата РБ, из личного архива Ильдара Гатауллина, Ольги Сайрановой, Альбины Мазитовой
видео: Мирон Дровских, ГТРК «Башкортостан» «Первый канал»,
из личного архива Ольги Сайрановой
Верстка: Георгий Шишкин